Здесь продают и покупают Hand-Made
Расширенный поиск товаров
Регистрация

История русской резной иконы.

Традиция изготовления резных икон пришла на Русь в XI веке вместе с православием из Византии, где подобные изображения датируются еще первыми веками христианства. На новом месте традиция не только прижилась, но и получила развитие. Для этого были все условия: обилие высококачественной древесины, большое количество мастеров, умеющих обращаться с этим капризным материалом, быстро растущая паства новой для русичей религии обеспечивала спрос на предметы культа.

Способствовала распространению церковной резьбы также дороговизна и редкость настоящих писаных икон, малое количество местных иконописцев.Все это делало резную икону все более популярной. Появились именные образа, кресты, складни, нательные образки , мощевики. Русские мастера использовали привычные и податливые для резца породы - липу и сосну, иногда березу, ольху, осину. Для особенно ответственных и парадных случаев применяли редкий привозной материал: кипарис, можжевельник, тис, грушу.

Рельефные иконы расписывали красками и покрывали сусальным и творёным золотом, серебром, тонировали природными пигментами, обжигали, украшали тиснением, драгоценными камнями и прекрасными поделочными минералами, речным жемчугом, янтарем, металлическими вставками с чеканкой, дорогими и богато украшенными тканями. Для защиты от влаги, плесени и паразитов наносили специальным образом очищенные масла, пчелиный воск, сложные лаки, натуральные олифы.

В качестве образцов широко использовали иллюстрации из отечественных и зарубежных Библий и других священных текстов, прориси икон, подлинные писаные образа. К XVI - XVII векам относится период наивысшего расцвета русской <иконы на рези>.Однако были в истории резной иконы и черные дни, когда в ней видели то пережитки языческого прошлого, то влияние <латинянства>. Не щадили её ни войны, ни городские пожары, ни восстания.Но самый страшный удар по этому виду искусства был нанесен никонианской церковной реформой 1650-1660 годов.

Согласно новым правилам, введенным патриархом Никоном, категорически запрещалось изготавливать и держать в домах и церквях объемные иконы и скульптуры (исключение делалось только для крестов и панагий). Именно в это время была уничтожена большая часть русской православной <рези на дереве>: её рубили топорами, жгли в синодальных кострах. Лишь немногое удалось спасти в старообрядческих семьях и тайных молельных домах раскольников.Кое-что уцелело на далеком от столичных новшеств и независимом в своих суждениях Русском Севере и чтящей древние заветы Сибири. Здесь на значительном расстоянии от общественных и политических катаклизмов в условиях патриархального жизненного уклада и непрерывности художественных устоев бережно и ревностно хранились традиции русского христианского резного искусства. На архангельской, поморской, соловецкой, пермской, каргопольской, уральской земле продолжали работать мастерские резьбы по дереву, обучались новые резчики.

Доморощенные и пришлые мастера подолгу жили в местных монастырях, выполняя их заказы на резные киоты, иконостасы, иконы. Нередко они принимали постриг и оставались в обители, трудясь на благо братии и обучая послушников, монахов и местных мальчишек художественной обработке дерева.Помимо удаленности от центральной духовной и светской власти, её карательных запретов на трехмерное изображение в церквях, развитию деревянной пластики на Севере и в Сибири способствовала многонациональность здешних поселений. Новообращенным христианам из числа коренных народов деревянные идолы были хорошо знакомы, их они воспринимали и чтили, как богов, а вот обычные плоские образа уважения у них не вызывали. Бывали случаи, когда местные племена соглашались креститься только вместе со своим тотемом. Ну и что прикажете делать православному священнику, исполняющему свой миссионерский долг в таких условиях? Приходилось считаться.

Так тихо, негласно появились в православных храмах скуластые деревянные Богородицы, Иисусы в финно-угорских охотничьих костюмах, Николы Можайские с раскосыми глазами. Местные священники чтобы удержать в своем приходе капризных и своевольных неофитов, совсем недавно бывших язычниками, в ответ на высочайшие циркуляры и запреты отмалчивались, уклонялись от прямых ответов на запросы, лишь задвигая подальше от глаз проверяющих в темные ниши, на колокольни и плохо доступные приделы эти удивительные произведения деревянной рези. Так побеги русской православной резьбы была привиты на крепкий ствол обычаев, традиций и фольклора коренных северных и сибирских народов, дав жизнь новым поколениям уникальных и самобытных мастеров резьбы по дереву.Доказательством тому, что некоторые из них были не просто хорошими ремесленниками, а настоящие художниками, может служить тот факт, что почти все сохранившиеся работы хранятся не только в храмах, но и в лучших музеях страны. Есть резные иконы и деревянные церковные скульптуры в музеях московского Кремля, в Эрмитаже, Русском музее, Третьяковке, реставрационном центре Грабаря.

Потрясающая коллекция культовой деревянной пластики находится в Пермской художественной галерее, богатейшие собрания резьбы выставляются в городских, областных и районных музеях Архангельска, Каргополя, Северодвинска, Вельска, Сольвычегодска, Шенкурска, Яренска, Красноборска. Там есть удивительные работы XIII -XVI, XVII, XVII,XIX веков.Но войны и революции начала XX века вновь сделали церковную резьбу недоступной роскошью. Что уж говорить о последующих десятилетиях правления воинствующих безбожников!

Рельефная икона в это непростое для всей русской православной церкви время почти исчезла.Однако, не смотря ни на что хрупкое, такое уязвимое для огня и воды, беззащитное перед человеческим невежеством и предрассудками, искусство выжило и сейчас переживает новый расцвет. Дело это трудоемкое, требующее больших душевных затрат, серьезных знаний в области истории, искусства и религии, художественных навыков, тонкого вкуса. Не обойтись и без банальной мускульной силы (даже при самой податливой древесине).

В некогда славящейся своими лесами России, нынче достать хорошую пригодную для резьбы доску бывает непросто. Практически исчезли и мастера, способные изготовить качественный инструмент, необходимый резчику, проще купить чешские, швейцарские и даже японские стамески, хотя такое удовольствие не каждый может себе позволить. При всем этом, хотя мастеров работающих в технике резной иконы не так много, сегодня их можно найти в разных концах страны. Это настоящие художники и искренне верующие православные христиане, возрождающие древнее искусство <икон на рези>.

Многие батюшки охотно благословляют резчиков, освящают резные иконы, заказывают их для своих храмов. Есть и целые мастерские, специализирующиеся на резьбе по дереву при монастырях. Особенно важна рельефная икона для слабовидящих и слепых верующих - для них это едва ли не единственная возможность узнать о том, что такое настоящий православный образ. И почему-то очень восприимчивы к резной иконе маленькие дети. Может, потому, что для них еще очень значим тактильный контакт; а может ребенок инстинктивно острее воспринимает откровенное и светлое, замешанное на настоящей, природной традиции, древнее искусство.

Фотографии:

История русской резной иконы. История русской резной иконы. История русской резной иконы. История русской резной иконы.
рейтинг (0)
Автор:
17.12.2011
Ключевые слова: икона, икона резная, дерево, резьба по дереву, Рождество, подарок на день рождения, подарок новорожденному




Советуем почитать




Комментарии:



Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий или воспользуйтесь формой комментария через ВКонтакте
 
Новости Рукодельного

Что такое Рукодельный тыквенный фрэш-моб? Это настоящий карнавал креатива и торжества творческих союзов. Ждем вас с 17 по 31 октября>>>

16.10.2016

Теперь уведомления о новых комментариях к вашим работам, оставленные через форму ВК будут приходить к вам на почту>>>

27.09.2016
Новое на форуме
Добрый день,уважаемая администрация сайта! Подскажите, можно ли по аналогии со Статьями и Мастер-классами сделать ссылочку на все статьи в блогах? Так было бы удобнее отслеживать новости...
Podarki_podolsk, 12.10.2016
Добрый день,уважаемая администрация сайта! Подскажите, есть ли возможность отследить комментарии к своим работам? Вдруг там потенциальный клиент задал вопрос? Заранее спасибо!
Podarki_podolsk, 21.09.2016
Новые публикации

Эта техника позволяет превратить обычные вещи в произведение искусства. И прекрасно подходит для создания оригинальных праздничных украшений.

мастер-класс, 28.11.2016

Что такое чердачные игрушки, в чем их особенность, и как они появились на свет читайте в авторской статье мастера Натальи Емельяновой...

статья, 28.11.2016

Новое в блогах

Ищу работу в творческих коллективах. Рассмотрю любые предложения.

solovushka, 03.12.2016

Впервые на сайте? Зарегистрируйтесь!


Войти через социальные сети:




Войти с помощью логина и пароля

 
Инструкция как делать покупки Как продать на Рукодельное
Как делать покупки на Рукодельное.ру?
Инструкция как делать покупки
Как продавать на Рукодельное.ру?
Как продать на Рукодельное